Новости

27 апреля 2020 г.

Как Counter-Strike стала передовой киберспортивной дисциплиной


В 2020 году исполнится ровно 20 лет с момента релиза Counter-Strike — шутера, который знает и почитает каждый нормальный пацан. Игра, сделанная в виде модификации для первой Half-Life, прошла огромный путь и превратилась в суперпопулярную киберспортивную дисциплину, матчи которой смотрят сотни тысяч человек, а призовые исчисляются миллионами долларов. Давайте вспомним, как это получилось.

Все началось с модификации


Counter-Strike впервые зародилась еще во времена оригинальной Quake, когда никому неизвестный вьетнамский разработчик Минем Ли решил создать для шутера модификацию с упором в реализм. Так появился мод Navy SEALs. В нем участники матча делились на две команды (спецназ и террористы) и устраивали бои на небольших картах. Чуть позже Ли и его товарищи перенесли модификацию на базу сиквела Quake и создали Action Quake 2 — игра, которая послужила прообразом оригинальной Counter-Strike.Тогда же он познакомился с Джессом Клиффом и Марсело Дилаем. Он предложил им идею создать аналог Action Quake 2 на базе набирающей тогда популярность Half-Life.
Над Counter-Strike Минем Ли начал работать посреди обучения в университете в 1999 году. Согласно имеющейся в сети информации, он программировал примерно по 20 часов в неделю и тратил на модификацию больше времени, чем на домашние задания. В конце концов команда закончила работу и в середине 1999-го выпустила первую бета-версию, а затем начала расширять ее различными обновлениями.
В 2000 году Valve заметила набирающую популярность модификацию и пригласила Минема Ли и его команду в собственный штат. Вместе с такой поддержкой коллектив выпустил первую версию Counter-Strike 8 ноября. Спустя три года до релиза добралась самая известная «Контра» — версия 1.6.
Золотой век

Правила игры были предельно простыми, но глубокими, и именно из-за этого Counter-Strike ждал огромный успех. Она была популярна как среди любителей метко стрелять, так и среди слаженных групп игроков, которые предпочитали действовать тактически и координировать движения. Из-за второго шутер быстро набрал известность не только как просто мультиплеерная игра, но и как киберспортивная дисциплина.
Турниры по CS 1.6 начали устраивать повсеместно. Пик популярности шутера пришелся как раз на рассвет компьютерных клубов. Тогда было модным соревноваться в стиле «район на район» за призовой фонд в виде ящика пива и возможности бесплатно арендовать компьютер.
Одновременно с этим в CS 1.6 начали зарождаться первые звезды и проводиться престижные чемпионаты. Многие из популярных ныне киберспортсменов до сих пор выступают на сцене, играя в современную версию шутера под названием Global Offensive. Например, 31-летний швед Патрик «f0rest» Линдберг за свою карьеру отыграл чуть ли не сотню турниров.
Русскоговорящим геймерам тоже есть кем гордиться. Во времена 1.6 на сцене блистали такие звезды, как Алексей «Lex» Колесников, Даниил «Zeus» Тесленко, Дмитрий «hooch» Богданов, Андрей «B1ad3» Городенский и многие, многие другие — на список достижений наших киберспортсменов уйдет примерно 20 таких статей. Самыми престижными чемпионатами были серии ESWC, DreamHack, ASUS Open, Arbalet Cup, ESL и другие. В общей сложности по CS 1.6 было проведено больше тысячи различных турниров, кубков и лиг. Мало какая игра может похвастаться столь внушительным числом.

Неудавшиеся отпрыски

Разработка Counter-Strike: Condition Zero — прямого продолжения 1.6 — протекала не очень гладко. Ее созданием занимались несколько студий по очереди, и каждый раз ее переделывали и переносили. В какой-то момент в игру решили добавить однопользовательский режим, а студия Ritual Entertainment и вовсе превратила его в 20 отдельных (и достаточно скучных) миссий.
Пройдя производственный ад игра все-таки вышла в 2004 году, однако ей не удалось пошатнуть популярность 1.6 и она достаточно быстро ушла в забвение. Игра не понравилась как фанатам серии, так и журналистам. Некоторые элементы CZ, впрочем, были адаптированы под будущие части шутера и используются и по сей день. Самый заметный — интерфейс магазина в виде колеса. Он появился не просто так: Valve выпустила Condition Zero не только для персональных компьютеров, но и для дебютной консоли Microsoft под названием Xbox. Версия для приставки отличалась более навороченной графикой и большим упором на одиночное прохождение.
Из-за негативных отзывов о Condition Zero компания Valve приняла решение не продолжать поддержку шутера и сразу же выпустить новую игру — Counter-Strike: Source. Она базировалась на движке Half-Life 2 и предлагала полностью обновленную графику, а также несколько новинок в геймплее. Например, у спецназа появилась возможность купить полицейский щит, сдерживающий вражеские выстрелы.
Как киберспортивная дисциплина Counter-Strike: Source прожила очень недолго. В сумме по ней провели чуть больше 200 чемпионатов — никак не сравнится с количеством турниров по CS 1.6. Объяснение очень простое: Source тоже не снискала славы среди обычных игроков и киберспортсменов. Профессиональные игроки заявляли, что игра стала гораздо менее требовательной к скиллу, чем предшественница. Более того, геймеры начали бойкотировать игру и отказывались выступать на чемпионатах по Source, целиком углубившись в 1.6.
А годом позже, в 2005-ом, Valve совместно с компанией Namco выпустила Counter-Strike Neo — этакий спин-офф, ориентированный на азиатскую аудиторию. Игра была доступна только японским геймерам и представляла собой футуристическую версию всем знакомой CS 1.6: небоскребы в качестве карт, яркие цвета окружения и персонажи, выполненные в аниме-стилистике.

Вторая жизнь

Летом 2012 года компания Valve снова решила попытать удачу и обновить свой шутер до более современной версии. Так на свет появилась Counter-Strike: Global Offensive. Для ее разработки Valve наняла нескольких профессиональных киберспортсменов, которые тестировали шутер и оставляли авторам рекомендации.
Изначально GO почти полностью повторила «успех» CS:Source — шутер не понравился большинству игроков. Однако монолит все-таки пошатнулся и со временем GO перетянула на себя почти всех поклонников Counter-Strike 1.6. Во многом из-за того, что по 1.6 перестали проводить чемпионаты (сказался мировой финансовый кризис), а GO продвигали всеми правдами и неправдами.
Осенью 2012-го был проведен первый крупный чемпионат по Counter-Strike: Global Offensive — ESWC 2012 с призовым фондом в 22 тысячи долларов. Всего на турнире участвовали восемь команд, а чемпионом стала шведская пятерка Ninjas in Pyjamas (фанаты еще неоднократно увидят этот тег). После этого было проведено еще несколько турниров с почти аналогичными призовыми фондами. Прорыв же случился в ноябре 2013-го.
Первым по-настоящему огромным турниром по CS:GO стал DreamHack Winter 2013, проведенный в шведском городке под названием Йёнчёпинг. Призовой фонд чемпионата был просто астрономическим для всей дисциплины — 250 тысяч долларов.
На чемпионат съехались все топовые игроки того мира: Fnatic вместе с JW и Flusha, знаменитые Ninjas in Pyjamas с friberg, GeT_RighT и f0rest. Нельзя не упомянуть «золотую пятерку» Universal Soldiers: TaZ, Neo, byali, Snax и pashaBiceps — мы еще неоднократно вспомним о каждом из них. Русскоговорящим фанатам тоже было за кого болеть. На турнире приняли участие легендарные Natus Vincere с ceh9, Zeus и starix, а также Astana Dragons с Dosia и markeloff. Чемпионом же стала команда Fnatic.
После этого призовые фонды начали неуклонно расти, как и популярность всей Counter-Strike: Global Offensive. Уже в 2015 году призовой фонд ниже 50 тысяч долларов казался каким-то несолидным. Все больше игроков стали вовлекаться в соревновательный режим и совершенствовать свои навыки, а турнирные операторы принялись штамповать один чемпионат за другим. Особую роль в этом, безусловно, сыграла и сама Valve — шутер регулярно обновляли и изменяли баланс, чтобы он не протух.

Миллион долларов?!

Вплоть до 2016-го чемпионаты по CS:GO проводились с максимально возможным призовым фондом в 250 тысяч долларов. Однако в том году все изменилось: турнирный организатор MLG анонсировал мейджор в Колумбусе. Суммарный приз шокировал всех киберспортсменов, фанатов, зрителей и обычных игроков — целый миллион долларов! Победитель получал половину.
Именно на том чемпионате началось победоносное шествие легендарной бразильской пятерки Luminosity Gaming под руководством Габриэля «FalleN» Толедо. Финальный матч коллектива против наших соотечественников из Natus Vincere побил всевозможные рекорды по просмотрам и вошел в историю как начало подъема бразильской сцены.
Еще одна команда, которую нельзя не упомянуть во время разговора о победах на мейджорах — Astralis. Датский коллектив начиная с 2016 года выиграл 17 (семнадцать!) чемпионатов, четыре из которых — мейджоры.
Почему Counter-Strike: Global Offensive стала передовой дисциплиной?
Ответ скрыт в концепции — она предельно простая и понятная. Если взять двух людей, которые в глаза не видели компьютерные игры, и посадить их возле мониторов с запущенными CS:GO и Dota 2, то выбор обоих непременно упадет на первую. Потому что не нужно обладать титаническими навыками, чтобы наслаждаться игрой в CS:GO. Условия победы в шутере просты, как дважды два: есть две команды, они должны поубивать друг друга, или взорвать/обезвредить бомбу. И все! Почти как футбол, только стрелять надо.
Чтобы разобраться в Dota 2 и начать получать от нее кайф, нужно знать какими навыками обладают герои, какие в игре есть предметы, что такое руны и Рошан, как команды комбинируют спеллы и не только. Это очень сложно и муторно.
Из-за своей простоты и доступности популярность Counter-Strike: Global Offensive неуклонно растет. С начала 2020 года в игре наблюдается резкий прирост активных игроков, цифры на трансляциях также не уступают. К середине апреля шутеру удалось то, чего никто не мог предсказать — ее общий онлайн превзошел рекорд Dota 2. Теперь это самый популярный игровой продукт Valve. Ну что, Гейб, ждем The International CS:GO?
Если у вас есть вопросы по первым шагам на поприще киберспорта — приходите к нам на онлайн-курсы в Академию киберспорта CTRL PLAY. Мы предлагаем вам обучение у профессиональных преподавателей и тренеров, уникальные методики подготовки PRO команд, занятия со спортивным психологом, турнир академии и многое другое.