20 августа 2020 г.

Настольные игры для начинающих. Часть 1

В настольных играх есть такое понятие как «игры-гейтвеи» (от англ. gateway — ворота). Они очень легкие в освоении и, несмотря на простоту правил, в них есть еще и крайне увлекательный игровой процесс, захватывающий игроков буквально с первых же минут. Те игры, которые сочетают в себе эти два качества являются отличным стартом для новичков, и именно о таких настолках и пойдет речь в этой статье.
Мы постарались включить в нашу подборку настольные игры, отличающиеся по игровым механикам и геймплею, чтобы каждый мог найти себе что-то по душе. Разумеется, мы упомянули далеко не все, а выбрали лишь самые доступные для покупки. Итак, если вы хотите познакомить ваших друзей с миром настольных игр или же сами хотите в него погрузиться (ну, или хотя бы попробовать), но не знаете с чего начать — тогда этот материал для вас.

Каркассон

Количество игроков: 2-5
Среднее время партии: 40 минут


В «Каркассоне» игрокам предстоит стать настоящими феодалами в средневековой Франции. Управление землями дело непростое: нужно постоянно расширять свои владения, строить города и монастыри, прокладывать дороги. Конечно, нельзя забывать и о подданных. Кого-то можно посвятить в рыцари, другим на роду написано быть крестьянами, работающими на полях, а кто-то и вовсе от нелегкой жизни может отправиться разбойничать на дорогах.

Правила в игре очень просты и объясняются буквально за несколько минут. Каждый ход игрокам необходимо наугад выбрать один квадратный жетон местности (тайл) и поместить его на игровое поле. На этих тайлах могут оказаться «кусочки» дорог, городов, луга и монастыри. Выкладываются они по принципу, схожему с пазлами — дороги присоединяются к дорогам, города к городам, и только монастыри ставятся отдельно. Затем, после того, как игрок разместил тайл, он может выставить на него своего подданного. Здесь они нужны для обозначения того, кому именно принадлежит дорога, город, монастырь или даже луг, и кто будет собирать с них победные очки — бывает и такое, что владельцев сразу несколько. После того, как выложен последний тайл местности, игра заканчивается и начинается финальный подсчет очков. 
«Каркассон» настолько популярен, что по нему регулярно проводятся соревнования — вплоть до чемпионатов мира. В 2016 году, например, победителем ЧМ стал россиянин Владимир Ковалев. 

Повелитель Токио

Количество игроков: 2-6
Среднее время партии: 20-60 минут


Эта игра была создана Ричардом Гарфилдом, одним из авторов популярной коллекционной карточной игры Magic: The Gathering. В «Повелителе Токио» игроки перевоплотятся в огромных монстров, напавших на столицу Японии. Помимо разрушения города неплохо бы еще и решить, кто же среди них самый сильный — ведь «Повелитель» может быть только один.
Для победы в игре необходимо либо набрать 20 победных очков, либо опустить пойти более агрессивным путем и опустить здоровье всех своих противников до нуля. Тот, монстр, который находится в Токио, бьет всех остальных, а они в свою очередь стараются выбить наглеца из города и сами занять насиженное место. Оно и понятно, ведь каждый ход тому, кто сейчас занимает город, дается победное очко.

В основе игрового процесса лежат броски кубиков. В начале каждого своего хода игрок кидает сразу шесть кубов. Помимо привычных 1, 2 и 3, на остальных трех гранях у них находятся рисунки молнии, лапы и сердца. Разберемся, что означает каждая грань. Числа — это количество победных очков, которые может получить игрок. Правда для их получения нужно выкинуть одно и то же значение сразу на трех кубах одновременно. А если же кому-то повезло выбросить больше трех одинаковых кубов с числами, то за каждый дополнительный игроку начислится еще одно победное очко. Например, если у кого-то выпало три «двойки», то этот игрок сможет получить два победных очка, а за четыре (2+1) — три очка. Выпадение «молнии» принесет игроку одну единицу энергии — это местная валюта, за которую монстрам можно приобретать особые способности. «Лапа» — это атака, наносящая одну единицу урона соперникам, а «сердце» — восстановление одной единицы здоровья. Если игрока не устраивает бросок, он может перебросить любое количество «неугодных» кубиков, и уже затем применить их результат. Разнообразие в игру вносят уже упомянутые карты способностей, которые придают монстрам особые свойства, например, двойную атаку.

Колонизаторы

Количество игроков: 3-4
Среднее время партии: 60-90 минут


В «Колонизаторах» игрокам предлагают отправиться на остров Катан, исследовать его и, как подсказывает название игры, колонизировать.
В начале партии из гексов разного типа составляется игровое поле — сам остров. Задача игроков заключается в постепенном развитии своей колонии при помощи строительства поселений, прокладывания дорог и т.д. Для этого необходимы ресурсы, которые можно собирать на определенных гексах: древесину — в лесах, шерсть — на пастбищах, руду — в горах, зерно — на пашнях, а кирпичи — на холмах. Какие именно ресурсы игрок может получить на этом ходу определяется броском двух кубиков.

Затем полученные ресурсы можно либо обменять, либо использовать для постройки зданий или покупки особых карт, которые в «Колонизаторах» называются «Картами развития». Помимо особых эффектов эти карты могут также приносить и победные очки. Тот, кто первым наберет 10 очков, побеждает в игре.
По игре регулярно проводятся чемпионаты — последний проходил в 2019 году в Нидерландах, а участие принимали лучшие игроки из 31 страны. 

Кодовые имена

Количество игроков: 2-12
Среднее время партии: 15 минут


Что общего между коровой и полицейским? Или лазером, Лондоном и сапогом? В «Кодовых именах» часто приходится задумываться о подобных вещах. Это игра на ассоциации с примесью компьютерного «Сапера». В чем суть? Игроки делятся на две команды, синюю и красную, в каждой из которых выбирается по одному капитану-ведущему. Из 25 карточек со словами составляется игровое поле 5 на 5. Эти карточки как раз таки и есть те самые «кодовые имена» секретных агентов из названия игры. Расположение синих и красных слов-агентов указывается на карте-ключе, которую в начале игры берут капитаны. Задача ведущего — дать своим товарищам наводку, состоящую из одного слова и одного числа, на агентов своего цвета. Например, капитан говорит «остров-2» (число означает количество карточек, к которому относится подсказка). Команда сразу начинает мозговой штурм и обсуждение. Имел ли в виду капитан слово «отпуск», потому что сам недавно отдыхал на островах? Или это слово «пальма»? А может и то и другое? И вот тут как раз и проявляется то самое сходство с «Сапером». Помимо ваших агентов, на поле ещё есть мирные жители и агенты соперника, при попадании на которых ход передается другой команде. А также убийца. Случайно выберете его — сразу проигрываете. Как несложно догадаться, выигрывает команда, которой первой удалось перевернуть все карточки своего цвета.

Хотя в количестве игроков официально и значится 2-12, в эту игру можно играть и большим составом. В одном из интервью о создании «Кодовых имен», геймдизайнер Владя Хватил рассказал, что при тестировании игры размер команд менялся прямо во время партии: «Когда я тестировал игру, это была как одна затяжная игра. Были команды, они играли. Входили новые люди, я звал их присоединиться. Кто-то приходил, кто-то уходил».
Также в категории игр на ассоциации можно посоветовать «Декодер». Игры похожи по смыслу и механике, но «Декодер», пожалуй, будет немного сложнее при объяснении правил новичкам.