19 декабря 2019 г.

Опять то же самое: обзор Just Cause 4

6 декабря 2018-го года на PC и консолях вышла Just Cause 4 — экшен в большом открытом мире, главным героев которого является бессменный Рико Родригес. Разработчики из Avalanche Studios предлагают нам в очередной раз отправиться в тропическую страну и свергнуть местного диктатора, который угнетает мирных жителей. Самое забавное, что уже четыре игры подряд эта концепция совершенно не меняется. Нам все также доступен большой открытый мир, встроенная в руку лебедка, парашют, диктатор, острова и всё-всё-всё вот это, что мы уже несколько раз видели и пробовали. Дабы избавить игроков от ощущения халтуры, разработчики решили дополнить имеющуюся у них формулу природными катаклизмами и разными вариантами прокачки вышеупомянутой лебёдки. Получилось ли у них? Не особо.

Действие Just Cause 4 разворачивается в Солисе, вымышленной южноамериканской стране. Если в прошлых частях основными противниками Рико Родригеса выступали лишь жалкие узурпаторы с манией величия, то в четвертой на сцену выходит преступная организация Черная рука, которая и снабжала их необходимым оружием и ресурсами. Теперь группировка решила пойти дальше — ее руководство создало массивную установку, с помощью которой можно управлять погодой и вызывать природные аномалии вроде гигантских торнадо или смертельных молний. Впрочем, у Рико Родригеса в этот раз есть и личные мотивы. По имеющейся у него информации, его родной отец был каким-то образом связан с преступниками, но неизвестно, как именно. Поэтому Родригес отправляется в Солис, чтобы лично найти ответы на свои вопросы.

Интересный плацдарм для сюжетных многоходовок, эпичных роликов и колоритных персонажей? Безусловно, вот только здесь ничего этого нет. Кажется, будто люди, которые отвечали за сюжет, проводили рабочее время за игрой в The Legend of Zelda, а не за написанием интересного сценария. В определенные моменты игра даже старается накатить на происходящее вокруг безумие драму и разговоры на серьезных щах, только у нее это не особо получается. За всё время прохождения игра ни разу не заставила меня хоть немного сопереживать персонажам, изучать диалоги или вообще думать — бегай и стреляй.

От сценарных проблем здесь страдают не только атмосфера и сюжет, но и задания. У меня прочно сложилось мнение, что во время создания основных и дополнительных миссий разработчики подбрасывали над столом кубик с заранее прописанными шаблонами. Бросили раз — игрок должен столкнуть пять машин в воду. Бросили два — пусть пять минут стоит и отстреливает прущих из каждой щели солдатов Черной руки. Три — опять машины. Четыре — взлом трех терминалов. Пять — еще пять машин в воду. И все!

Куда большее удовольствие от Just Cause 4 получат те, кто умеет развлекать себя самостоятельно. В этот раз игра предлагает для этого куда больше инструментов. На кисти Рико теперь не просто крюк-кошка, но и генератор бесконечного числа воздушных шаров и реактивных двигателей, которые можно прицепить к любому объекту. Сам трос, шары и ускорители поддаются тонкой прокачке. Благодаря этому можно моделировать самые различные ситуации и экспериментировать с местной физикой. Самый банальный пример: настраиваем шары на подъем в воздух, а реактивные двигатели — на супербыструю тягу. Прицепляем это дело к танку и вуаля — получился летающий танк.

Другая отличительная черта Just Cause 4 — природные катаклизмы. Всего их четыре: торнадо, ледяная буря, песчаная буря, а также гроза с громом и молниями. Но работают они как-то странно. Торнадо и вправду выглядит грандиозно и смертельно опасно. Огромный смерч медленно передвигается по карте, с корнями вырывая из земли здания и засасывая машины. Но стоит герою подлететь к нему или хотя бы оказаться неподалеку — ничего не происходит. Рико не засасывает в его центр и даже не убивает. Он просто порхает на его «орбите» с невозмутимым спокойствием. Грозы тоже выглядят недурно, но при этом доставляют даже меньше хлопот. Во время полета сквозь грозу игра заботливо предупредит Рико, что в его спину вот-вот «жахнет», поэтому у нас достаточно времени для уворота. Ледяная буря замедляет персонажа, а песчаная закрывает обзор. Вот и все, что нам так активно продавали пиарщики из Avalanche Studios.

Не стоит забывать, что главный герой прибывает в Солис в самый разгар гражданской войны, в которой с радостью принимает участие. Карта в игре разделена на регионы, каждый из которых изначально находится под контролем Черной руки. Чтобы захватить его, нужно выполнить серию заданий и разрушить как можно больше всего, что вообще можно разрушить. Вспомните те бесконечные цистерны с топливом или статуи, которые мы уничтожали во время предыдущих игр. Соскучились? А вот и они. Причем каноничных очков Хаоса за это дают настолько мало, что пару раз за время прохождения мне приходилось брать истребитель и ровнять с землей здания в только что захваченных регионах, чтобы добыть необходимый минимум.

Отвоевав регион, Рико получает возможность вызвать поддержку с воздуха и получить новое оружие или технику прямо в разгар сражения. Больше деревушек отвоевал — больше выбор. Если это не надоест за первые десять раз, конечно. Гораздо интереснее получились местные испытания: максимально быстро проехать указанный участок дороги, пролететь сквозь все кольца с помощью вингсьюта и так далее.

Сражаться в Just Cause 4 так же скучно, как и в предыдущих играх. Противники умирают мгновенно, а вот Рико словно накачал себя адамантием и восстанавливает свое тело быстрее Росомахи из Людей Икс — настолько здесь сложно умереть. Оружие при этом чувствуется огромными пластмассовыми брусками, которые стреляют игрушечными пульками. Есть и пара интересных образцов, но этого чертовски мало, чтобы получать удовольствие от местного тира.

Avalanche Studios словно боится экспериментировать и из раза в раз продает нам одну и ту же игру, только с разной цифрой в названии. К четвертой части концепция не изменилась: тот же остров, тот же злодей, тот же герой, тот же игровой процесс с минимумом изменений. В 2018 году (особенно в таком насыщенном) этого очень мало. Остается пожелать авторам побольше смелости во время разработки пятой части.