«В 1945 году вынужденные союзники разгромили нацистскую военную машину, а США утопили японский милитаристский режим в ядерном огне. Многие державы пытались реализовать свои амбиции в этой войне, но только две получили право называться великими. Ликование от победы длилось недолго: на планете назревал новый конфликт. Его невозможно было разрешить силой оружия, и поэтому сверхдержавы отправляли в бой пропагандистов и политиков, людей искусства и науки, шпионов и дипломатов». Нет, это не выдержка из учебника истории. Такими словами встречает нас введение к правилам настольной игры «Сумеречная борьба», о которой мы и расскажем в этой статье.

Настолка вышла в далеком 2005 году, но официально переведена на русский язык была только недавно издательством GaGa Games. Игра до сих пор удерживает верхние строчки различных мировых рейтингов. Например, по версии сайта boardgamegeek.com, она занимает первое место среди варгеймов, седьмое место в стратегиях, а также входит в топ-5 лучших настольных игр — и это не говоря о многочисленных номинациях и наградах, полученных за четырнадцать лет. Чем же «Сумеречная борьба» так хороша?

Игра представляет собой исторический карточный варгейм, моделирующий события Холодной войны. Двое игроков берут на себя роль руководителей сверхдержав (СССР или США), которые пытаются установить контроль над игровым полем, не допустив при этом ядерной войны. Поле представляет собой карту мира, поделенную на шесть регионов, которые, в свою очередь, состоят из стран. Игроки борются за контроль над страной, помещая на неё свои жетонов влияния. Если количество жетонов одного из игроков превышает параметр «стабильности» страны, она попадает под влияние сверхдержавы.

Партия длится 10 раундов, в начале каждого игроки получают определенное количество карт и по очереди разыгрывают их. Карты бывают двух видов: подсчета очков и событий. Разыгрывая «подсчет», игрок получает определенное число победных очков. А вот карту события сыграть можно аж двумя способами: либо используя её как, собственно, «событие», либо как «операции». В первом случае игрок просто читает текст и выполняет описанные там действия. Во втором случае все немного сложнее — нужно решить какую именно операцию вы будете проводить. На выбор: распространение своего влияния, уменьшение чужого, попытка государственного переворота или участие в космической гонке. Какую бы операцию вы ни выбрали — нужно будет кинуть кубик, чтобы определить увенчалась ли она успехом. Можно влиять на вероятность успеха различными модификаторами, но тем не менее рандом в игре присутствует.

Одним из важных игровых моментов является шкала DEFCON. С помощью нее можно отследить приближение ядерной войны. Из 5 уровней этой шкалы первые 4 отмечены цифрами, а на последнем красноречиво изображено облако ядерного взрыва. Игрок, развязавший ядерную войну, автоматически проигрывает, поэтому нужно внимательно следить за уровнем DEFCON в течение всей партии. Он изменяется при розыгрыше определенных событий, а также становится ближе к ядерному «грибу» каждый раз, когда совершается попытка переворота в «ключевых» странах (они отмечены на карте темно-фиолетовым цветом).    

Что же нужно сделать, чтобы победить в этом «холодном» противостоянии? Во-первых, не развязать ядерную войну, потому что, как мы уже выяснили, игрок-агрессор автоматически проигрывает. Во-вторых, нужно либо набрать 20 победных очков, либо выполнить довольно специфическое условие — получить контроль над Европой и разыграть «европейскую» карту подсчета очков. В случае, если ни один из игроков до 10 раунда не выполнил этих условий, то происходит подсчет очков во всех регионах и только после этого объявляется победитель.

Пара слов об исторической составляющей игры.Тут важно отметить, что каждая из 111 карт (кроме карт подсчета очков) представляет собой вполне реальное событие — на сайте gaga.ru можно даже найти историческую справку по каждому из них. Все раунды охватывают определенный временной промежуток с 1945 по 1989 год. Для того, чтобы историческая достоверность сильно не нарушалась, карты поделены на 3 большие категории: «Начало войны», «Середина войны» и «Окончание войны». В 1-3 раундах игрокам доступны только карты «Начала войны», с 4 в колоду замешивается «Середина» и, наконец, на 8 раунде можно будет использовать карты «Окончания войны». Благодаря всему этому, можно буквально прочувствовать эти события, свою причастность к ним. Также создатели игры прекрасно справились с тем, чтобы передать напряжение между сверхдержавами. Уже после пары раундов начинаешь чувствовать исходящую от соперника опасность. События быстро следуют одно за другим, и ситуация на карте меняется каждый ход, всё это делает игру весьма динамичной. Единственный минус — продолжительность, партия может затянуться на 2-3 часа, что для дуэльной игры довольно много.

Источники: раз, два, три, четыре