В YouTube-подкасте, бывший игрок и аналитик Уильям Scarra Ли, пустил слух о том, что некоторые из команд североамериканской League of Legends Championship Series готовы продать свои слоты во франшизе. Основной причиной Уильям назвал высокие расходы организаций на содержание состава. 

Несмотря на статус слуха, это заявление очень важно. NA LCS перешла на франшизное распространение в этом году и уход некоторых организаций может серьезно подорвать репутацию лиги.

Что такое франшизная лига?

Франшиза — это форма лицензирования, при которой владелец франшизы предоставляет покупателю право действовать от своего имени, использовать товарные знаки и бренды. 

В случае с киберспортивными лигами, лига Overwatch — североамериканские и китайские  LCS — организации покупают места у компании-разработчика игры. После этого команды получают право играть в лиге, а все доходы от лиги делятся между игроками, организациями и компанией-разработчиком в определенном соотношении. 

Доходы лиги это не только деньги от продажи трансляций и рекламы,
но и, например, выручка от продажи «мерча» 

Участвуя в такой лиге, команды фактически оказываются заперты внутри неё, а игроки крепко связываются обязательствами. Это делает франшизные лиги в каком-то плане монополистами. Все команды и организации, которые не смогли обеспечить себе место под солнцем остаются за пределами «главной сцены».

В киберспорт франшизные лиги пришли из традиционного спорта. По этой системе существуют такие соревнования как NBA или NHL. Это понятная и проверенная схема, особенно для Северной Америки. 

Дорогое удовольствие

Стоимость слота во втором сезоне лиги Overwatch доходила до 35 миллионов долларов. За место в североамериканской League of Legends Championship Series придется заплатить 13 миллионов. На этом расходы не заканчиваются. 

Например, для участия в лиге Overwatch в составе каждой команды должно быть восемь игроков. В добавок к основному составу часто идут несколько тренеров, менеджер и другой персонал. Кроме того, по прогнозам, каждая команда из лиги должна к третьему сезону играть на своей арене. Подготовка арены, содержание в ее надлежащем состоянии и проведение матчей — все эти расходы также касаются команд. 

В первом сезоне все матчи лиги Overwatch прошли на арене Blizzard

На фоне таких расходов нельзя забывать о том, что сейчас лига Overwatch не приносит никакого дохода командам. Blizzard, владелец лиги-франшизы, не может гарантировать никакой прибыли для организаций купивших франшизу до 2021 года. 

Игра на дистанцию

Несмотря на кошмарный список статей расходов, огромные выплаты для получения слота в лиге и туманные перспективы по возвращению денег, киберспортивные франшизы привлекают все больше организаций. Первый сезон лиги Overwatch отыграло двенадцать команд, а во втором сезоне будет уже на восемь больше. 

Если верить информации из анонимных источников, общая стоимость вступительных взносов за оба сезона лиги превысила 300 миллионов долларов. И это при том, что несколько следующих лет команды могут не рассчитывать на доход от лиги! 

Торонто стал одним из новичков второго сезона лиги Overwatch

Однако, франшизная лига — это правильный путь развития. Так считает Джин Ли Бо, глава отдела интерактивных развлечений Tencent, которой принадлежит Riot Games. По его словам переход на такую систему: «помогло росту киберспортивных организаций и фанбазы игры, а также повысило посещаемость матчей». Эти слова подтверждаются не только популярностью LoL.

Статистика просмотров Overwatch на Twitch.tv после старта лиги показала рост на 25%. Это отличный результат, который продержался на протяжении всего сезона. При этом, когда наступило межсезонье произошел небольшой отток игроков. Из этого следует, что именно лига привлекала новых зрителей. Очевидно, 

Франшизы — инструмент будущего

Несмотря на ряд недостатков, вроде убыточности и ограничений, франшизные лиги воспринимаются как следующий шаг в развитии киберспорта. Такой подход поднимает интерес к дисциплине, расширяет фанбазу, повышает привлекательность для инвесторов и формирует особую культуру вокруг соревнования. 

Франшизные лиги выгодны всем. Разработчик и издатель игры получает контроль над продвижением, киберспортивные организации — стабильный доход в виде своей части от прибыли франшизы. Зрители тоже в плюсе. Они получают более качественные трансляции и больше тематического контента. 

Сейчас рано говорить о тотальном превосходстве франшиз. Им предстоит еще несколько лет развития с увеличением количества зрителей и выходом на новые площадки, вроде телевидения. К счастью, этот процесс уже начался, а значит конкуренция на киберспортивном рынке вырастет и в борьбе определится лучший.