На прошлой неделе для iOS и Android вышла SpellForce: Heroes & Magic. Это спин-офф основной серии игры, которая продолжилась силами THQ Nordic после перерыва в одиннадцать лет. Игра отнюдь не бесплатна, поэтому мы решили разобраться, стоит ли овчинка выделки.

Для тех, кто пропустил не очень хайповый релиз SpellForce III и не застал предшественников игры объясняем — главная фишка серии заключается в сплаве жанров RPG и RTS. Похожее мы видели в WarCraft III, но там акцент был смещен на стратегическую часть. В SpellForce же, напротив, все внимание обращено на главного героя и его команду, которой время от времени дают порулить дюжиной оборванцев и двумя бараками.

Эта формула игрового процесса не менялась с релиза первой части серии и доказала свою состоятельность, завоевав любовь фанатов и критиков. Несмотря на это, студия HandyGames, которая разработала SpellForce: Heroes & Magic, решила пойти своим путем и переиначила игровой процесс. На выходе, закономерно, получилась вовсе не SpellForce.

Геймплей можно разделить на две части. Первая — возня на глобальной карте. На ней густо рассыпаны города, аванпосты, шахты, сундуки с сокровищами, а между всем этим грозно стоят нейтральные отряды. Армия под управлением игрока мечется между точками интереса, собирает опыт, ресурсы и всячески готовится разбить армию врага.

Вторая часть — пошаговый бой отрядов. Лучники, конница и маги вместе с пехотой располагаются на арене, поделенной на гексагоны. В свой ход можно приказать атаковать, переместиться или использовать способность. Параллельно с этим раздает приказы и противник. После раздачи указаний начинается активная фаза, в которой юниты исполняют их. При этом маги всегда начинают первыми, следом идут лучники и напоследок дают помахивать топорами и мечами.

Все происходящее очень напоминает игровой процесс Disciples. Помимо этого у SpellForce: Heroes & Magic и Disciples совпадает еще один элемент геймплея — прокачка. За каждый бой все участники получают опыт. С повышением уровня растут характеристики и выдаются очки навыка. С их помощью можно, например, обучить арбалетчиков наносить на 50% больше урона всяким летающим тварям, а эльфийские маги, подняв уровень, могут разучить новые заклинания.

Прокачиваются не только навыки, но и экипировка. Причем делать это можно сразу двумя путями — в кузнице и собирая трофеи. Для местных «ероев — рыцарь людей, шаман орков и рыцарь смерти эльфов — доступно шесть ячеек экипировки. А именно: оружие, щит, два кольца, амулет и личный конь или его аналоги. Обычным юнитам положены лишь слоты под оружие и щит. Видов оружия много, причем это не клоны. Палаш даст значительный бонус к урону, а эльфийский меч отравлен и наносит урон каждый ход.

В кузнице имеющиеся на руках штучки можно улучшить, потратив ресурсы. Уже упомянутый палаш после нескольких улучшений будет давать не +5, а +7 к урону. Кстати, о ресурсах — тут их больше двух. В распоряжении игрока есть камень, золото, еда, железо, волшебная травка и население. Первые четыре ресурса идут на постройку и рекрутинг войск, волшебная травка позволяет восполнить очки здоровья отрядов между боями. С населением интереснее всего.

Во-первых, в SpellForce: Heroes & Magic играбельных рас всего трое, а компанию им составляет сразу шесть неигровых фракций: варвары, дворфы, горгульи, тени, эльфы и тролли. У каждой расы есть специализация по ресурсу. Во-вторых, наращивать население можно в городах, там же нужно распределять доступных жителей — кого в шахты отправить, а кому вручить арбалет и на передовую. Без свободных жителей создавать войска нельзя, а появление новых «человечков» идет медленно, так что постройка нового отряда — всегда удар по экономике.

Помимо населения, в городах также нужно строить всякие кузницы, бараки и святилища. При этом сами строения тоже можно улучшать. К примеру, обычная сторожевая башня после улучшения может давать 25% бонусного опыта в бою для всех юнитов.

Такая глубина игрового процесса редко встречается среди мобильных игр. Это удивляет и в целом ругать SpellForce: Heroes & Magic не хочется, а ведь есть за что. Баланс хлипкий, бои медлительны, интерфейс далек от идеала, отсутствие PvP режима и многое другое. Но общее впечатление от игры остается хорошим — это добротный рескин Disciples под смартфоны, который можно и нужно дополнять функциями. Особенно сетевым режимом.

Так как игра платная — 529 рублей для владельцев iOS и почти 590 для Android, — у HandyGames хватило совести обойтись без F2P-механик. Никаких лутбоксов, микротранзакций или бесконечных ожиданий постройки очередного пехотинца в игре нет. А еще на иконке нет приевшейся «кричащей вправо рожицы», за что отдельное спасибо.