29 апреля вышел MORDHAU — сетевой hack 'n slash экшен в средневековом сеттинге. Несмотря на низкий бюджет и неуклюжий запуск, игра стала настоящм хитом и полюбилась геймерам. Всего за неделю было реализовано более полумиллиона копий. Но что это, заслуженный успех или удачно пойманная волна хайпа? Попробуем разобраться.

Средневековые сетевые зарубы — штука специфическая. Популярных игр этой тематики очень мало, буквально по пальцам одной руки можно пересчитать: Mount & Blade: Warband десятилетней давности, War of the Roses с пустыми серверами, и For Honor, которая не совсем про средневековье в классическом понимании. Есть еще Chivalry: Medieval Warfare, но пиковый онлайн там едва переваливает за тысячу игроков.

Студия Triternion выбросила в эту пустоту MORDHAU, и та за неделю вошла в топ-10 Steam по числу игроков онлайн. Успех оказался неожиданным для всех — сервера страдали от наплыва игроков, которые с ходу окрестили новую игру «Chivalry 2.0». Во многом это прозвище соответствует реальности. На это работает и сеттинг, и местная боевка.

Боевая система очень похожа на Kingdom Come: Deliverance — фехтование с направлениями ударов, комбо и другие фишки здесь идентичные. Направление атаки задается с помощью мышки. Повел влево — получился режущий удар сбоку, навел вверх — противник получил по голове рубящим сверху. Покрутил колесико, и персонаж послушно пытается уколоть вражину.   

Влияние Chivalry тоже весьма очевидное. Только если там можно было размахивать оружием в разные стороны, парировать, прыгать с разбегу или использовать обманный прием, то в MORDHAU арсенал заметно вырос, а нелепых условностей стало меньше. Теперь не получится взять дрын подлиннее и крутиться на 360 градусов, уничтожая все вокруг. В итоге получился эдакий бастард боевых механик из двух игр — в меру сложный, достаточно веселый и чуточку абсурдный.

Кстати, о «дрынах подлиннее» — разнообразие вооружения в игре приятно удивляет. Помимо стандартных мечей и луков, тут можно запустить метательных топорик в противника, рубануть его мясницким тесаком, лихо насадить на вилы или ткнуть рапирой. Или отрубить ногу двуручным топором. Или разбить лютню о его голову. Счет орудий смертоубийства идет на десятки.

При этом у части вооружения есть альтернативное применение. Тот же мясницкий тесак годится не только рубить с плеча, но и как метательное орудие. Лютню тоже не обязательно ломать — можно просто бегать по полю боя и бренчать. Длинный меч можно взять за лезвие и наносить удары на манер булавы. Такой прием использовался в немецкой школе фехтования и называется «mordhau». Очевидное сходство, не правда ли?

Широкая кастомизация касается не только оружия, но и одежды с броней. Кастомизировать можно все — от рубашки и шорт, до шлемов и лат. При этом большую часть шмоток можно покрасить в разный цвет и налепить герб. Кроме косметической функции, одежда и броня напрямую влияет на защищенность и скорость. Чем больше железа на себе носит персонаж, тем тяжелее ему дается бег и тем меньше он получает урона.

В итоге, все это многообразие приемов, оружия и средств защиты создает на удивление комплексную систему боя. Она создана по заветам «легко начать, но сложно освоить». Если вы в нее влюбитесь — MORDHAU станет долгоиграющей пластинкой и не даст заскучать десятки и сотни часов. Если нет, то она потеряет все очарование за первые 30 минут. А ведь есть на что злиться. К примеру, даже самым убогим ножичком можно парировать удар кувалды. Как? Не объясняется. Странно.  

Вообще, с балансом в игре Triternion проблемы. Официальный форум игры забит темами о рапире и мече-бастарде. С ними очень легко атаковать и против них сложно защищаться. Лучник с длинным луком и правильным набором перков наносит гигантский урон по любой броне. А щиты в принципе не ломаются. Сейчас в MORDHAU много брешей в балансе, которые вызывают гнев внутри сообщества.

Есть проблемы и в распределении веса снаряжения и зависимости скорости персонажа от него. В ней тоже смысла нет, ведь попытка спастись бегством заранее обречена на провал. К дизайну и количеству карт тоже есть вопросы. Понятное дело, что правки старых и введение новых полей боя — вопрос времени, но уже сейчас можно изучить все уголки за пару вечеров.

Положение облегчает наличие нескольких режимов. В MORDHAU можно подраться в режиме «каждый за себя», в командном бою, а также попробовать силы в местном аналоге захвата из Battlefield — на большой карте, с укреплениями, конницей и осадными орудиями. Приятным бонусом идут режимы королевской битвы и орды, но они выглядят лишь «обязаловкой». 

С MORDHAU все сложно. Это интересная игра с хорошим потенциалом, но массой раздражающих факторов. Этим она очень напоминает уже упомянутую Kingdom Come: Deliverance. Обе игры захватывают во многом «не благодаря, а вопреки». В MORDHAU хочется играть. Вопреки кривому балансу, малому количеству карт и другим шероховатостям.

Как только «вопреки» становится больше, чем «благодаря» — вся магия исчезает и прекрасный лебедь превращается в гадкого утенка. Несмотря на это, MORDHAU заслуживает внимания, особенно если вам нравятся средневековые экшены или вам надоел For Honor. 

Источники картинок: официальная страница игры в Steam.